Зачем нужны ПОКАЗАТЕЛИ
Федеральные министерства, агентства и службы Российской Федерации, Администрации субъектов России ежегодно представляют в Минприроды России информацию для подготовки государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды. Структурно эта информация организуется по аналитической схеме ДС–Д–С–В–Р (Движущие силы – Давление – Состояние – Воздействие – Реагирование).
Под Движущими силами подразумеваются экономические и социальные факторы, увеличивающие или снижающие нагрузку на окружающую среду. К ним относятся, например, численность населения, промышленное производство, энергопотребление и др.
Давление – это нагрузки, которые формируются в результате деятельности человека и оказывают воздействие на компоненты окружающей среды. К ним относятся, например, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др.
Состояние – это современные условия окружающей среды. К ним относятся, например, качество воздуха, воды и почв и др.
Воздействия – последствия изменения (возможно, деградации) природных компонентов или экосистем. К ним относятся, например, деградация земель, изменения здоровья человека, животных и растений, др.
Реагирование – прежде всего это меры, принимаемые для улучшения экологической ситуации. К ним относятся, например, снижение энергоемкости, увеличение объема переработки и использования отходов и др.
Аналитическая схема ДС–Д–С–В–Р отражает цепочку причин и следствий во взаимодействии общества и окружающей среды. Анализ такой причинно-следственной цепочки помогает определить приоритеты и найти наиболее эффективные меры реагирования, которые в принципе могут быть направлены на любую из частей цепочки от изменения движущих сил до адаптации к воздействию.
Со временем экологические проблемы проходят через все этапы «жизненного цикла» принятия управленческих решений: сначала возникает проблема, по мере того, как проблема оказывается под контролем, внимание лиц, принимающих решения, снижается. Горизонтальные полосы под графиком иллюстрируют роль показателей разных элементов системы ДС-Д-С-В-Р в «жизненном цикле» принятия управленческих решений
О показателях использования транспорта
Используются следующие показатели, значения которых приведены в разделе «Числовые и картографические данные о состоянии окружающей среды». Все значения приведены, как правило, с 2010г.
В скобках приведено место каждого показателя в системе ДС-Д-С-В-Р.
- Состав парка (ДС) дорожных механических транспортных средств в разбивке по видам используемого топлива (автобусы и грузовые автомобили). Даны абсолютные значения (по России и субъектам Федерации) численности транспортных средств (кроме легковых автомобилей) использующих в качестве моторного топлива: бензин, дизельное топливо, прочие виды топлива. Исходные данные представлены Росстатом.
- возраст парка транспортных средств (ДС) -автобусы, легковые и грузовые автомобили. представлен по России и субъектам Федерации в следующей разбивке: со сроками эксплуатации- менее 5 лет, от 5 до 10 лет, более 10 лет. Исходные данные представлены МВД России.
- объем автомобильного грузооборота (ДС) представлен по России и субъектам Федерации, начиная с 2007 г. Исходные данные представлены Росстатом
- объем пассажирооборота (ДС/Р) автобусами и легковыми автомобилями представлен по России и субъектам Федерации, начиная с 2007 г. Исходные данные по пассажирообороту автобусами представлены Росстатом. Пассажирооборот личных автомобилей и такси не учитывается государственным статистическим наблюдением. Поэтому для качественных оценок влияния общего пассажирооборота (в т.ч. личных автомобилей и такси) использована следующая оценка пассажирооборота личного легкового автотранспорта и такси: 50тыс пас*км/год на 1 автомобиль.
Краткие выводы. (О взаимосвязи показателей использования транспорта с другими экологическими показателями в системе ДС-Д-С-В-Р.)
В качестве инструмента анализа взаимосвязи показателей доступен набор показателей:
Движущие силы (ДС) – Грузооборот автомобилями, пассажирооборот автомобилями, количество автомобилей (грузовых, легковых и автобусов) старше 10 лет.
Давление (Д) – Объем выбросов передвижных источников (по сумме всех веществ)
Состояние (С) – Численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха
Реагирование (Р) - количество всех выявленных нарушений законодательства (органами надзора субъектов Федерации и федерального надзора) в области охраны атмосферного воздуха.
Имеющийся инструментарий позволяет оценить динамику изменения каждого показателя в сравнении с базовым годом порознь и в любом наборе из системы ДС-Д-С-В-Р: достаточно «щелкнуть» мышью по соответствующему доступному для анализа показателей. Эта возможность доступна как по Российской Федерации в целом, так и по каждому из ее субъектов.
Так, например, в Тульской области с 2010 года существенно уменьшилось количество автомобилей старше 10 лет (грузовых –на 80%, пассажирских- на 60%). При этом объем грузооборота вырос более чем на 80%, а пассажирооборота –на 70%. Несмотря на существенное увеличение интенсивности полезного использования автотранспортных средств, объем выбросов от автомобильных источников в области не растет.
Кроме того,
Позитивные результаты |
Негативные результаты |
1. Темпы роста автомобильного пассажирского и грузооборота в целом по России выше темпов роста объема выбросов от передвижных источников.
2……………..
|
1. На протяжении последних пяти лет около 50 % парка грузовых автомобилей и автобусов - старше 10 лет.
2. Доля грузовиков, использующих в качестве моторного топлива альтернативное топливо (не бензин и не дизтопливо) не меняется последние пять лет и составляет чуть более 4 %.
3…………………….
|