14.07.2020 3:49:09  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Выводы и предложения Предложения

Выводы и предложения

Предложения по направлениям совершенствования мер государственного управления по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду
Для обеспечения достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития по решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и решения основных задач государственной политики, предусмотренных Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, органам государственной власти, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации предлагаются следующие направления совершенствования мер государственного управления по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

  1. В целях перехода на принципы наилучших доступных технологий, внедрения современных технологий и отказа от использования устаревших и неэффективных технологий приступить к реализации Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Для обеспечения повышения эффективности государственного экологического надзора:
    • обеспечить реализацию нового порядка осуществления федерального государственного экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426;
    • оптимизировать структуру объектов, подлежащих федеральному и региональному экологическому надзору;
    • обеспечить выполнение требования об оснащении крупных стационарных источников загрязняющих веществ приборами непрерывного инструментального контроля;
    • принять меры, направленные на совершенствование государственного экологического надзора при строительстве, усиление ответственности за нарушение установленных экологических требований.

  3. Учитывая необходимость обеспечения совершенствования процедуры и методологии оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и ее учет при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки (СЭО), обеспечить реализацию планов работ по нормативно-правовому регулированию, обеспечивающих имплементацию в российское законодательство положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) и Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо (Протокол по СЭО), в том числе:
    • осуществить приведение объектов государственной экологической экспертизы в соответствие с Добавлением I (Перечень видов деятельности) к Конвенции Эспо;
    • установить требования по проведению ОВОС, включая оценку трансграничного воздействия на окружающую среду;
    • закрепить необходимость включения в состав документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, материалов ОВОС, включая оценку трансграничного воздействия на окружающую среду, и материалов консультаций, проводимых на основе документации об ОВОС;
    • определить механизмы обеспечения участия общественности в процедурах ОВОС;
    • установить основания проведения СЭО, основные требований к ее проведению и содержанию; уточнить объекты государственной экологической экспертизы в связи с введением СЭО;
    • закрепить положения о необходимости проведения СЭО в отношении планов и программ, связанных с использованием континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, документации по территориальному планированию;
    • наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полномочиями по проведению СЭО.

  4. В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух автотранспорта в связи с растущей социально-экономической востребованностью его использования и значительного вклада в выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (около 50% в целом по Российской Федерации), обеспечить реализацию Комплексного плана мероприятий поддержки производства и использования экологически чистого транспорта, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.А. Дворковичем 22.10.2014.
  5. В целях совершенствования системы нормирования в области обращения с отходами принять проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» и проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дифференциации составов административных правонарушений за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (в зависимости от класса опасности отходов), а также приступить к их реализации.
  6. Для совершенствования учета в области обращения с отходами (систематизация информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов) обеспечить ведение федерального классификационного каталога отходов в порядке, утвержденном приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, установить четкий порядок и критерии отнесения отходов к I-V классам опасности, обеспечить ведение государственного кадастра отходов.
  7. В целях развития правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде, реализации механизма стимулирования предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также для обеспечения широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью, принять проект федерального закона о регулировании вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба, утвердить и приступить к реализации комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию негативных воздействий на окружающую среду в результате прошлой экономической и иной деятельности, разработать в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы подпрограмму «Ликвидация накопленного экологического ущерба».
  8. Обеспечить реализацию Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752, в котором установлена национальная цель по предельному уровню выбросов парниковых газов, требует форсированного проведения работ по созданию институциональной и инфраструктурной основы для обеспечения учета выбросов (адсорбции) парниковых газов от хозяйствующих субъектов на федеральном уровне. Создавая такие основы, важно учесть (заложить в создаваемые основы соответствующие предпосылки) положительный опыт в части эколого-экономического регулирования количеств парниковых газов, накопленный при реализации Киотского протокола, регулирующего выбросы парниковых газов.
  9. В целях повышения эффективности деятельности по охране отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации необходимо:
    • разработать и утвердить план действий по реализации первоочередных мер по сохранению дальневосточного леопарда, определенных Стратегией сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (пункт 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации по сохранению амурских тигров и дальневосточных леопардов от 07 ноября 2013 г. № Пр-2624).

  10. В целях реализации Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года необходимо:
    • обеспечить совершенствование системы государственного управления и государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания для эффективного обеспечения системы охраны компонентов живой природы;
    • обеспечить взаимодействие между уполномоченными органами государственной власти по осуществлению контроля и надзора по противодействию незаконного добывания, оборота и перемещения через границу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, их частей или дериватов;
    • обеспечить мероприятия по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в рамках видовых стратегий, созданию условий для деятельности юридических лиц по осуществлению воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, осуществлению регулярного учета и мониторинга объектов животного мира и их местообитаний, реализации программ научных исследований отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

  11. В целях обеспечения предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду продолжить работу по достижению целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
  12. В целях обеспечения развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивать использование механизма стимулирования реконструкции и модернизации комплексов очистных сооружений и систем водоснабжения путем субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым организациями для осуществления инвестиций в проекты по строительству и модернизации комплексов очистных сооружений.
  13. В целях обеспечения формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти разработать нормативные акты по наделению Минприроды России полномочиями в области установления правил проектирования разработки полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, что позволит значительно усилить требования в области охраны окружающей среды при недропользовании.
  14. В целях реализации механизма поэтапного внедрения системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита, механизма формирования рынка экологи-ческой продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг обеспечить скорейшее согласование и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в Правительство Российской Федерации».
  15. В целях реализации механизма использования результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов обеспечить выполнение работ по созданию государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
  16. В целях реализации механизма создания и развития единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами, продолжить работы развитию единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
  17. В целях реализации механизма обеспечения развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды:
    • при реализации Федеральной космической программы Российской Федерации на 2006 - 2015 гг. обеспечить безусловное выполнение мероприятий по формированию и поддержанию отечественной группировки гидрометеорологических спутников и спутников мониторинга природной среды, а также государственной территориально-распределенной системы космического мониторинга Росгидромета; при формировании Федеральной космической программы Российской Федерации на 2016 - 2025 гг. предусмотреть создание в 2017 – 2018 годах космической системы передачи данных и прогнозов для Росгидромета;
    • обеспечить формирование и развитие территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации и использование их результатов при осуществлении государственного экологического мониторинге (государственного мониторинга окружающей среды).

  18. Проработать вопрос по формированию институциональной среды, обеспечивающей рациональное недропользование и эффективное развитие минерально-сырьевой базы на территории Дальневосточного федерального округа.
  19. Принципы устойчивого развития и переход Российской Федерации к «зеленой экономике» должны стать приоритетными в государственной политике в сфере охраны окружающей среды в долгосрочном контексте, исходя из необходимости экосбалансированного развития.
  20. В целях рационального использования природных ресурсов, прогнозирования и планирования их использования, определения экономической эффективности инвестиций в природоресурсный комплекс и т.д., необходимо определить стоимость природных ресурсов.
  21. В целях повышения доходности лесного хозяйства, с учетом интересов всех субъектов лесных отношений предлагается проработать вопрос совершенствования системы платы за использование лесов в Российской Федерации.


    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на [email protected]