Совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
1) Федеральным законом от 23.07.2013 №201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введен новый институт - производственный охотничий контроль. Закон наделяет штатных производственных охотничьих инспекторов правом проверять у лиц, осуществляющих охоту, выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, производить осмотр вещей и транспортных средств, составлять акты о наличии признаков административного или уголовного правонарушения в указанной области, сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении в соответствующие органы государственного надзора или в органы внутренних дел. Внесенные поправки в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволили дополнительно привлечь к охране охотничьих ресурсов более 40 тыс. охотоведов и егерей охотпользователей, а поправками в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях усилены меры административной ответственности за нарушение правил охоты в виде лишения правонарушителей права осуществлять охоту до 2-х лет.
Принятые законодательные меры по усилению ответственности за незаконную добычу и оборот объектов животного мира позволят существенным образом усилить охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включая амурского тигра, а также охотничьих ресурсов и сохранения биоразнообразия в целом.
2) В целях реализации статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 №29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре». Положение о федеральном государственном охотничьем надзоре определяет порядок осуществления федерального государственного охотничьего надзора, задачами которого являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3) Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанным постановлением утверждается, в том числе Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
4) В рамках проекта федерального закона №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», подготовленного ко второму чтению Государственной Думой Российской Федерации, предусмотрено введение категорирования объектов хозяйственной деятельности в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, которое позволит четко разграничить полномочия по объектам надзора, а также перераспределить нагрузку между федеральным и региональным уровнями надзора, сосредоточив усилия федерального государственного экологического надзора на потенциально экологически опасных объектах.
Повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях
В 2013 году Росприроднадзором проведено 5870 плановых и 13221 внеплановых проверок соблюдения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами. В ходе проверок выявлено 26 823 правонарушения. Инспекторами Росприроднадзора предъявлено исков по возмещению вреда окружающей среде в размере 4 232,56 млн. руб., в том числе вреда, рассчитанного в результате конкретных надзорных мероприятий:
- в области охраны атмосферного воздуха, общих природоохранных норм, обращения с отходами - 82,56 млн. руб.;
- в области водопользования 1244,31 млн. руб.;
- в области деятельности на море 1182,81 млн. руб.;
- в области землепользования 800,13 млн. руб.;
- в области недропользования 19,33 млн. руб.;
- в области законодательства об ООПТ 0,91 млн. руб.
Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный экологический надзор выявлено 74455 правонарушений, а сумма наложенных штрафов за нарушения законодательства составила 959,37 млн. руб.
Сведения об осуществлении федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора
Количество поднадзорных объектов |
84019 |
3372785 |
Численность инспекторского состава |
1917 |
2228 |
Выявлено правонарушений, всего, в т.ч.: |
31581 |
74455 |
- в области охраны атмосферного воздуха |
6178 |
9226 |
- в области водопользования |
4542 |
3327 |
- в области землепользования |
1597 |
1002 |
- в области недропользования |
6850 |
3409 |
- в области обращения с отходами |
9949 |
29839 |
законодательства об ООПТ |
41 |
2501 |
Cумма исковых требований по возмещению вреда окружающей среде |
4232,56 млн. руб. |
8429,25 млн. руб. |
Cумма наложенных штрафов за нарушения законодательства |
873,26 млн. руб. |
959,37 млн. руб. |
По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в ходе проверки исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины установлено, что нарушения в данной сфере приобрели массовый характер. Прокурорами в Забайкальском, Красноярском, Приморском краях, Архангельской, Вологодской, Иркутской, Новгородской, Свердловской, Челябинской областях и других регионах выявлены многочисленные незаконные рубки древесины.
Практически во всех регионах лесопользователями не соблюдаются условия арендных соглашений, не вносится плата за использование лесных ресурсов, нарушаются правила санитарной и пожарной безопасности в лесах, к лесозаготовке в Забайкальском крае, Свердловской и иных областях неправомерно привлекаются трудовые мигранты.
В последние годы приобрела общегосударственный масштаб проблема лесных пожаров. Ежегодно пожарами уничтожаются сотни тысяч гектаров лесов, ценные природные комплексы. В 2013 г. с начала пожароопасного сезона в Российской Федерации возникло 10 тыс. лесных пожаров на площади 1,3 млн. га, случаев перехода лесных пожаров на населенные пункты не допущено. Результаты проверок, проведенных прокурорами на территории республик Адыгея, Бурятия, Красноярского, Приморского краев, Вологодской, Оренбургской, Свердловской и иных областей, свидетельствуют об отсутствии должной охраны от пожаров природно-заповедного фонда, неготовности особо охраняемых природных территорий к пожароопасному периоду.
Повсеместно прокурорами выявляются случаи ненадлежащего обеспечения населенных пунктов первичными мерами пожарной безопасности, необустройства минерализованных полос, отсутствия пожарных водоемов и подъездных путей к ним, средств звукового оповещения о пожаре. Такие нарушения установлены в республиках Бурятия, Саха (Якутия), Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Приморском краях, Курганской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Псковской и Челябинской областях.
Остается неудовлетворительным состояние законности в сфере обращения с отходами производства и потребления. Повсеместно хозяйствующими субъектами допускаются нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в отсутствии паспортов отходов, проектов образования отходов и лимитов на их размещение; несоблюдении лицензионных условий, требований при обращении с отходами; самовольном использовании земельных участков.
Особую обеспокоенность вызывает состояние захоронений биологических отходов. Прокурорами выявляются многочисленные нарушения при обращении с отходами медицинской деятельности, в том числе ртутьсодержащими. Имеют место случаи, когда отходы медицинских, фармацевтических, ветеринарных учреждений, отнесенные к классу опасных и чрезвычайно опасных, не проходят обязательное термическое обезвреживание, а вывозятся на свалки, что создает угрозу быстрого распространения инфекций и массовых заболеваний (Республика Татарстан, Волгоградская, Вологодская области и др.).
Преодолению накопившихся проблем способствует прокурорская практика по предъявлению к органам власти и местного самоуправления заявлений о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, об обеспечении соблюдения технологии захоронения отходов, их обязательной сортировке, принятии мер к утилизации отходов; к хозяйствующим субъектам - о соблюдении требований к полигонам отходов, норм о лицензировании деятельности по захоронению опасных отходов и содержании скотомогильников.
Прокуроры обращаются в суды с требованиями о понуждении названных органов обеспечить соответствие питьевой воды требованиям санитарных норм и правил путем строительства водопроводных сетей, установки оборудования по ее обеззараживанию, внедрения современных технологий подготовки питьевой воды; к хозяйствующим субъектам - обеспечить нормативную очистку сбрасываемых стоков в водные объекты, организацию зон санитарной охраны источников водоснабжения, оборудование водопроводных сооружений аппаратурой для предотвращения загрязнения воды, контроля за ее качеством.
Всего в 2013 г. органами прокуратуры Российской Федерации выявлено более 280 тыс. нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, для их устранения внесено 43,8 тыс. представлений, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 33,4 тыс. должностных лиц.
На незаконные правовые акты принесено 7,4 тыс. протестов.
В суды направлено 35,7 тыс. заявлений на сумму более 4 390 млн. руб.
По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 35,1 тыс. лиц. О недопустимости нарушений закона предостережено 6 тыс. лиц.
По результатам общенадзорных проверок возбуждено 1313 уголовных дел.
Преступления, предусмотренные главой 26 УК РФ (данные МВД России)
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ |
5 |
-28,6 |
2 |
0 |
2 |
0 |
100 |
Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов |
23 |
-54,9 |
33 |
94,1 |
29 |
141,7 |
87,9 |
Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами |
0 |
— |
0 |
— |
0 |
— |
— |
Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений |
1 |
-95 |
1 |
-75 |
1 |
-66,7 |
100 |
Статья 250. Загрязнение вод |
13 |
-13,3 |
5 |
66,7 |
3 |
50 |
60 |
Статья 251. Загрязнение атмосферы |
5 |
25 |
2 |
100 |
2 |
100 |
100 |
Статья 252. Загрязнение морской среды |
2 |
-60 |
0 |
-100 |
0 |
-100 |
- |
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации |
9 |
-25 |
7 |
-53,3 |
6 |
-60 |
85,7 |
Статья 254. Порча земли |
74 |
17,5 |
3 |
-40 |
2 |
-33,3 |
66,7 |
Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр |
0 |
-100 |
1 |
— |
1 |
— |
100 |
Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов |
7343 |
-10,1 |
6050 |
-3,6 |
5150 |
-4,7 |
85,1 |
Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов |
6 |
100 |
2 |
— |
1 |
— |
50 |
Статья 258. Незаконная охота |
1640 |
1,7 |
583 |
33,4 |
480 |
26,6 |
82,3 |
ст.258-1 Незаконная охота УК |
74 |
— |
17 |
— |
13 |
— |
76,5 |
Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации |
0 |
-100 |
0 |
— |
0 |
— |
— |
Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений |
14640 |
-7,3 |
6634 |
-8,1 |
5977 |
-9,3 |
90,1 |
Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений |
861 |
-50,9 |
47 |
-53,5 |
42 |
-52,3 |
89,4 |
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов |
47 |
-27,7 |
11 |
-45 |
11 |
-38,9 |
100 |
Итого |
24743 |
-10,3 |
13398 |
-5 |
11720 |
-6,4 |
87,5 |
* АППГ – аналогичный период прошлого года
Правонарушения в 2013 г., предусмотренные статьями КоАП РФ (данные МВД России)
ч.2 ст.8.17 |
Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов |
89 |
43,5 |
63 |
-24,1 |
ст. 8.28 |
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений |
678 |
-22,3 |
1474 |
-19,2 |
ст. 8.29 |
Уничтожение мест обитания животных |
18 |
-18,2 |
33 |
37,5 |
ст. 8.32 |
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах |
448 |
-70,2 |
902 |
-66,2 |
ст. 8.37 |
Нарушение правил пользования объектами животного мира |
5193 |
-4,7 |
10351 |
-0,8 |
ВСЕГО |
Админ. правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования |
21110 |
24,4 |
31830 |
20,7 |
* АППГ – аналогичный период прошлого года
|