1) В 2013 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составили 2598,0 млрд. руб.
В общем объеме поступлений платежей от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированном бюджете Российской Федерации 99% составляет налог на добычу полезных ископаемых.
В 2013 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступили различные виды платежей.
За пользование лесным фондом и за использование лесов на сумму 21,8 млрд. руб.
Водный налог составил 2,48 млрд. руб., поступило платы за пользование водными объектами 10,88 млрд. руб.
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 2,25 млрд. руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 30,81 млрд. руб. При этом: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 9,67 млрд. руб.; плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами 0,37 млрд. руб.; плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 4,52 млрд. руб.; плата за размещение отходов производства и потребления 14,08 млрд. руб.
2) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1273 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Изменения направлены на устранение неоднозначности формулировок в части сбросов загрязняющих веществ.
3) В 2013 году за счет средств федерального бюджета проведено 40 водохозяйственных мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на сумму 639,7 млн. руб., осуществлено софинансирование региональных программ в части природоохранных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, включая малые реки, объем которых составил 101,4 млн. руб. Кроме того, в виде субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений было направлено 1964, млн. руб. За счет этих средств осуществлен капитальный ремонт 194 объектов, работы завершены на 136 объектах (из них: 39 бесхозяйных ГТС, 31 – в собственности субъектов Российской Федерации, 66 – в муниципальной собственности). На строительство водохозяйственных объектов государственной собственности Российской Федерации направлены средства федерального бюджета в объеме 2741,1 млн. руб., на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в объеме 7691,9 млн. руб.
Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий
Принят приказ Минприроды России от 05.08.2013 №274 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».
Замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде
Реализация механизма возможна после принятия законопроекта №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», информация о котором указана в подразделе «Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования» раздела «Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности».
Стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью
Реализация механизма возможна после принятия законопроекта о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью, информация о котором указана в подразделе «Развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде» раздела «Восстановление нарушенных естественных экологических систем».
Формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг
Доработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на ликвидацию существующих правовых пробелов в сфере регулирования деятельности по проведению экологического аудита.
Основными целями законопроекта определены:
- предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;
- сокращение административных барьеров для субъектов хозяйственной и иной деятельности в части введения упрощенного порядка утверждения нормативов выбросов, сбросов вредных (загрязняющих) веществ и освобождения от плановых проверок регионального государственного экологического надзора на три года;
- стимулирование субъектов хозяйственной и иной деятельности к информационной открытости в части соответствия их деятельности природоохранным требованиям;
- создание эффективного сектора экономики в области природоохранных услуг;
- гармонизация законодательства Российской Федерации с актами ОЭСР в части проведения обязательного экологического аудита.
Законопроект направлен на решение следующих задач:
- закрепление случаев обязательного экологического аудита для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, определение периодичности проведения обязательного экологического аудита;
- определение механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к проведению экологического аудита, в том числе установление особенностей государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;
- определение организационной структуры осуществления экологической аудиторской деятельности, определение необходимых требований, обеспечивающих высокий уровень качества проведения экологического аудита и предоставления сопутствующих экологическому аудиту услуг.
Осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Реализация механизмов возможна после принятия законопроекта №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».
Развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В рамках развития положений Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» создана правовая основа, направленная на реализацию принципа «загрязнитель платит». Впервые ответственность организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов разграничена, для абонентов устанавливаются нормативы допустимых сбросов за негативное воздействие на водные объекты.
Кроме того, осуществляя природоохранные мероприятия, и водоканалы и их абоненты получают экономический стимул в виде уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду на величину фактически произведенных ими затрат на реализацию соответствующих мероприятий.
Правительством приняты акты:
- от 18.03.2013 №230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»;
- от 10.04.2013 №317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади»;
- от 17.04.2013 №347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий»;
- от 30.04.2013 №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- от 21.06.2013 №525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
Стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды
1) Принят Федеральный закон от 30.09.2013 №267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», направленный на привлечение инвестиций недропользователей в освоение новых месторождений в регионах с неразвитой инфраструктурой и предусматривающий снижение фискальной нагрузки на недропользователей, осваивающих месторождения Дальнего Востока и Забайкалья.
2) Реализация механизма возможна после принятия законопроекта №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», информация о котором указана в подразделе «Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования» раздела «Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности».
Поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита
Реализация механизма возможна после принятия проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация о котором указана в подразделе «Формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг» раздела «Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».
Повышение экологической и социальной ответственности бизнеса
Планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р) предусмотрены меры, направленные на повышение экологической и социальной ответственной бизнеса. В их числе: применение добровольных механизмов экологической ответственности в организациях с государственным участием, переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, а также включение (добровольное) нефинансовой отчетности организаций, содержащей показатели в области охраны окружающей среды, в ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации и размещение её на сайте Минприроды России.
Стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей
Развитие механизма возможно после принятия законопроекта №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», информация о котором указана в подразделе «Предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга» раздела «Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами».
Государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя принято постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №408 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию», которым устанавливается запрет на ввоз озоноразрушающих веществ, производство которых имеется на территории Российской Федерации, и разрешен ввоз озоноразрушающих веществ, производство которых на территории Российской Федерации отсутствует, но которые еще используются российскими предприятиями в различных промышленных процессах. Введение норм, предусмотренных указанным постановлением, позволило выполнить международные обязательства Российской Федерации без ущерба российской промышленности.