14.07.2020 3:49:44  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Государственное управление Совершенствование нормативно-правового обеспечения

Государственное управление

Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности
Принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития

1) Принят Федеральный закон от 23.07.2013 №226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя.
В целях реализации Федерального закона от 23.07.2013 №226-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об усилении мер государственного регулирования потребления и обращения озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» (внесен в Правительство Российской Федерации).

2) Принят Федеральный закон от 07.05.2013 №87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации», направленный на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов в части сброса грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.

3) Принят Федеральный закон от 28.12.2013 №411-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для установления публичного сервитута (ограниченного права пользования чужим земельным участком) было закреплено обеспечение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

4) Принят Федеральный закон от 02.07.2013 №150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена уголовная ответственность за контрабанду, а также за незаконные добычу и оборот, включая хранение, перевозку, продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо охраняемых международными договорами. В первую очередь, речь идет об усилении ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных объектов животного мира, например, таких как, амурский тигр, леопард, а также охотничьих ресурсов, в целях их охраны и противодействия браконьерству. Например, за незаконную добычу и оборот указанных видов животных, численность которых катастрофически снизилась именно в результате браконьерства, теперь предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет и штраф - 1 млн. рублей.

5) Принят Федеральный закон от 28.12.2013 №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым введены 3 новых главы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие учет, маркировку древесины, транспортировку древесины и учет сделок с ней, а также введение Единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней.
Также данным Федеральным законом предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка маркировки древесины, транспортировки древесины и учета сделок с ней.
Реализация Федерального закона №415-ФЗ позволит ограничить деятельность по незаконной заготовке древесины, а также уменьшить экологический и экономический ущерб.

6) Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О гидрометеорологической службе» и в статью 12 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Целью законопроекта является обеспечение надлежащей регламентации деятельности гидрометеорологической службы Российской Федерации и развитие необходимой нормативно-правовой и методической базы деятельности в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Законопроект направлен на решение следующих задач:
  • обеспечение актуализации (в ряде случаев - придание необходимого правового статуса) ведомственных актов в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • уточнение предмета и объекта государственного надзора в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • определение порядка выдачи разрешений на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления с целью обеспечения безопасности проведения таких работ;
  • обеспечение регламентации проведения гидрометеорологической экспертизы;
  • установление положения об обязанности размещения общедоступной информации о состоянии окружающей среды на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

7) Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 №753 «О внесении изменения в Ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений». Указанным постановлением внесены изменения в ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №490, в части снижения ставки платы за единицу площади охотничьего угодья для Приморского края до 1 рубля (до уровня Хабаровского края). Данное решение направлено на реализацию Стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации и создает дополнительные экономические стимулы для охотпользователей в сохранении амурского тигра и его кормовой базы – диких копытных животных, являющихся охотничьими ресурсами.

8) Приняты постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №1237 «О порядке формирования и ведения реестра районов захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» и от 21.10.2013 №936 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», в соответствии с которыми за Росприроднадзором закреплены полномочия по выдаче разрешения на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также полномочия по ведению реестра районов захоронения указанного грунта.

9) В целях реализации Федерального закона от 05.06.2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» приняты следующие нормативные правовые акты:
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.01.2013 № 28-р «О параметрах деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции и плане мероприятий по обеспечению ее деятельности на 2013-2017 годах»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 №544 «О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2013 № 832 «О районном коэффициенте к заработной плате и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в Антарктике лицам, входящим в состав российской антарктической экспедиции». Постановление направлено на решение системной проблемы деятельности Российской Федерации в Антарктике, связанной с невысоким уровнем социальной защищенности работников Российской антарктической экспедиции, и на привлечение квалифицированных кадров к работе в Антарктике в составе Российской антарктической экспедиции.

10) Издан приказ Минприроды России от 11.07.2013 №236 «О внесении изменений в Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.05.2010 №164» (зарегистрирован Минюстом России 24.06.2013, регистрационный №29138).

11) Издан приказ Минприроды России от 22.07.2013 №252 «О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948» (зарегистрирован Минюстом России 25.09.2013, регистрационный №30032).

12) Издан приказ Минприроды России от 19.08.2013. №302 «О внесении изменений в Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 №121» (зарегистрирован Минюстом России 05.09.2013, регистрационный №29890).

13) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2013 №604 «O внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», которое позволило осуществить работу по формированию пакета документов, необходимых для реализации положений статей 16 и 28 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а именно закрепило за Министерством полномочия по установлению порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы и установление порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы.

Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования

Реализация механизма предусмотрена в принятом в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона №584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Целями проекта федерального закона являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие доступные технологии.

Для реализации намеченных целей предлагается осуществить:
  • дифференциацию предприятий по уровню потенциального загрязнения окружающей среды и (или) влияния на здоровье человека и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования;
  • создание основ технологического нормирования и установление области его применения, закрепление основных понятий, принципов внедрения и регулирования наилучших доступных технологий в Российской Федерации;
  • введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие доступные технологии;
  • закрепление поэтапного перехода к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды;
  • актуализацию регулирования вопросов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • введение системы комплексных экологических разрешений, выдаваемых при наличии программ повышения экологической эффективности, предусматривающих применение наилучших доступных технологий, в том числе в качестве основы расчета величин предельно допустимых выбросов, сбросов.
В течение 2013 года велась подготовка законопроекта ко второму чтению Государственной Думой Российской Федерации.

Создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду

Разработан проект федерального закона «О ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и «О присоединении к Протоколу по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Минприроды России подготовлены планы работ по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола по стратегической экологической оценке к указанной конвенции на национальном уровне. Планами предусмотрена подготовка законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение внедрения в Российской Федерации стратегической экологической оценки.

Усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения

1) Принят Федеральный закон от 02.07.2013 №173-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом увеличены штрафы за нарушение правил водопользования, правил охраны атмосферного воздуха (воздействие без специального разрешения, нарушения условий специального разрешения).

2) Принят Федеральный закон от 21.10.2013 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование законодательства о привлечении к ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в том числе законом в разы увеличены размеры административных штрафов, налагаемых в соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ, а также установлено, что государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков составляют протоколы об административных правонарушениях на территориях ООПТ федерального значения либо в их охранных зонах.

3) Принят Федеральный закон от 28.12.2013 №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом вводятся 3 новых главы Лесного Кодекса Российской Федерации, которые регламентируют учет и маркировку древесины, транспортировку древесины и учет сделок с ней, а также введение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней. Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка маркировки древесины, транспортировки древесины и учета сделок с ней.

    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на [email protected]