27.06.2020 23:38:32  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Биоразнообразие Численность и распространение отдельных видов Промысловые беспозвоночные

Тенденции изменения численности и распространения отдельных видов

Промысловые беспозвоночные
Баренцево море и примыкающие акватории

Камчатский краб является наиболее ценным видом промысловых беспозвоночных в Северном рыбохозяйственном бассейне. В период 2009-2014 гг. площадь, охваченная промыслом, сократилась более чем вдвое, в основном, за счет уменьшения количества добывающих судов с 29 до 9 единиц и концентрации их в районах наиболее плотных скоплений краба. В тоже время, исследования 2011-2014 гг. свидетельствуют о расширении ареала камчатского краба об активном проникновении в Воронку и Горло Белого моря.

В последние годы в Баренцевом море отмечается успешная акклиматизация и активное формирование промыслового запаса краба-стригуна опилио. В 2014 г. российские суда вели промысел краба-стригуна опилио с апреля по декабрь. В границах ИЭЗ РФ промысел краба-стригуна опилио не велся, несмотря на наличие здесь наиболее плотных промысловых скоплений. Результаты исследований 2014 г. показали снижение численности промысловых самцов краба-стригуна опилио. Однако, было отмечено наличие высокоурожайных поколений 2008-2009 гг. и 2011-2012 гг. Большинство особей, поколения 2008-2009 гг. достигнет промысловых размеров к 2016-2017 гг. Таким образом, в Баренцевом море при наличии достаточной кормовой базы существует высокая вероятность дальнейшего роста общей численности популяции и промыслового запаса.

Северная креветка – традиционный нерыбный объект промысла в Северном бассейне, запасы которого оцениваются в размере 2-3 млн т. Результаты исследований 2014 г. показали снижение индекса запаса северной креветки ниже среднемноголетнего значения, связанное с уменьшением площади экосистемной съемки из-за сложных ледовых условий в Баренцевом море. В целом, за период 1982-2014 гг. динамика запаса свидетельствует о стабильном и благополучном состоянии популяции северной креветки в Баренцевом море.

Другим немаловажным объектом промысла в Баренцевом море и прилегающих акваториях является исландский гребешок. Результаты исследований 2014 г. свидетельствуют о дальнейшем снижении запаса гребешка на Святоносском скоплении. В тоже время, в Прибрежном скоплении в 2014 г. отмечено увеличение запаса исландского гребешка, что обусловлено пополнением промыслового запаса и обследованием новых участков поселений гребешка, не учитываемых в прошлые годы исследований.

Волго-Каспийский регион и бассейны Черного и Азовского морей

В 2014 г. наблюдалось увеличение запаса рапаны в Кавказском районе по сравнению с 2011-2013 гг., и снижение запаса в Керченско-Таманском районе. В целом запас рапаны в прибрежных водах Краснодарского края в 2014 г. увеличился по сравнению с 2013 г., но остался ниже уровня 2010-2012 гг. В Азовском море запас рапаны показывает тенденцию к снижению вследствие интенсивного промысла этого вида, который осуществляется в последние годы в Азовском море, включая Керченский пролив. Физиологические показатели рапаны (коэффициент упитанности, отношение массы тела к массе моллюска с раковиной, темп роста) в 2014 г. свидетельствует о сохранении трофического дефицита в популяции рапаны.

В Волжско-Каспийском бассейне основным ресурсом беспозвоночных является кубанский рак. Наибольшее промысловое значение имеет Популяция кубанского рака в Ахтарском лимане Азовского моря. Наблюдаемое в течение 2012-2014 гг. сокращение площади распространения раков в Ахтарском лимане с 2000 га в 2012 г. до 1500 га в 2014 г. стало следствием неустойчивого гидрологического режима водоема, выражающегося в колебаниях уровня воды в течение года.

Дальневосточные моря

В дальневосточных морях России добывается большое число видов промысловых беспозвоночных, из которых наибольшее значение имеют ракообразные и головоногие моллюски. Характеристика состояния запасов дается ниже только для наиболее важных объектов.

Наиболее ценным видом крабов на Дальнем Востоке является камчатский краб. После длительного периода, в течение которого практически во всем Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, за исключением Северо-Охотоморской подзоны, запасы камчатского краба находились в депрессивном состоянии, с начала 2010-х годов стали наблюдаться признаки восстановления ряда популяций.

В Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзоне в начале прошедшего десятилетия наблюдалось резкое снижение численности камчатского краба. Промышленный лов краба в 2014 г., также, как и в 2013 г., показал высокие результаты и отсутствие негативных тенденций в популяции.

В подзоне Приморье севернее м. Золотой с 2005 г. был установлен запрет на промышленную добычу камчатского краба. Принятые меры оказались результативными, запасы краба начали восстанавливаться. Исследования 2014 г. свидетельствуют об удовлетворительном состоянии популяции камчатского краба. Отсутствие высокоурожайных поколений, которые пополнят запас в ближайшие годы, частично компенсируется миграцией крабов из южных районов подзоны.

В Северо-Охотоморской подзоне с 2010 по 2013 гг. наблюдалось снижение промыслового запаса камчатского краба более чем в 4 раза. Исследования 2014 г. свидетельствуют о начале увеличения промыслового запаса.

Некогда многочисленные популяции камчатского краба у Курильских островов, Сахалина и Восточной Камчатки продолжают пребывать в депрессивном состоянии.

Запасы синего краба в подзоне Приморье к югу от м. Золотой показывают устойчивую тенденцию к росту. По результатам траловой съемки 2014 г. промысловый запас составил около 6,5 тыс. т. Сходная динамика промыслового запаса синего краба наблюдается в подзоне Приморье к северу от м. Золотой. По сравнению с уровнем 2013 г., в 2014 г. промысловый запас снизился на 20%. Выявленная в 2014 г. тенденция к снижению промыслового запаса в подзоне Приморье, по-видимому, является следствием естественной динамики численности синего краба.

В северо-западной части Охотского моря интенсивно эксплуатируются запасы равношипого краба. Результаты исследований 2013 и 2014 гг. свидетельствуют о стабилизации размерно-весовых характеристик самцов, плотности поселений промысловых крабов, что в совокупности с другими показателями свидетельствует об устойчивости состояния популяции равношипого краба. Промысловый запас равношипого краба в Северо-Охотоморской подзоне в 2014 г. увеличился на 4 тыс. т по сравнению с уровнем 2013 г. и составил 44,2 тыс. т.

В 2014 г. запас краба-стригуна опилио в подзоне Приморье стабилизировался на высоком уровне, популяция находится в хорошем состоянии. Изменения величины промыслового запаса связано, преимущественно, с естественной динамикой численности краба.

Интенсивно эксплуатируются запасы краба-стригуна опилио и в северной части Охотского моря, основном промысловом районе этого вида. В 2014 г. было отмечено резкое увеличение значения уловов краба-стригуна опилио, связанное с увеличением численности промысловых особей. Хорошее состояние ресурсов подтверждается данными 2013–2014 гг. исследований. В частности, в 2014 г. кроме увеличения уловов на усилие, в размерном составе самцов краба-стригуна опилио заметно выросла доля крупноразмерных групп.

В Олюторском заливе численность промысловых самцов краба-стригуна опилио в 2014 г. рассчитана за пределами территориальных вод в размере 6,5 млн экз., что превышает оценки, выполненные в предыдущие сезоны. Кроме того, численность непромысловых самцов в Олюторском заливе, достигла в 2014 г. - 4,8 млн экз., что является максимальной оценкой за одиннадцатилетний период исследований.

Запасы шельфового краба-стригуна бэрди в западной части Берингова моря с 2007 до 2011 г. находились на низком уровне. Результаты исследований 2014 г. свидетельствуют о дальнейшем снижении промыслового запаса до уровня 2007-2010 гг. Такая динамика промыслового запаса связана, в основном, с естественными причинами и хорошо прослеживается по ретроспективным данным. В отдельные годы происходит существенное увеличение промыслового запаса вследствие массового пополнения промысловой части популяции.

В Камчатско-Курильской подзоне величина промыслового запаса краба-стригуна бэрди характеризуется существенной межгодовой динамикой, связанной, прежде всего, с особенностями биологии вида. В 2013-2014 гг. было отмечено увеличение промыслового запаса краба по сравнению с предыдущими годами. По результатам исследований 2014 г. численность промысловых самцов краба-стригуна бэрди оценена в 57,9 млн экз., популяция находится в хорошем состоянии.

Запасы четырехугольного волосатого краба в подзоне Приморье находятся в хорошем состоянии. Исследования 2014 г. показывают, что запас стабилизировался на высоком уровне. В других подзонах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна запасы четырехугольного волосатого краба находятся на низком уровне. Изъятие осуществляется только в рамках научных исследований. В некоторых районах отмечено начало восстановление численности этого вида.

Наряду с настоящими крабами и крабоидами, среди ракообразных в дальневосточных морях существенное промысловое значение имеют запасы креветок. Основные запасы креветок сосредоточены в Охотском и Японском морях.

В водах Охотского моря запасы северной креветки находятся в хорошем состоянии. В северной части Охотского моря плотные промысловые скопления известны для Притауйского района. Имеются сведения о высоких концентрациях северной креветки на акватории, расположенной в районе банки Ионы. Биологическое состояние популяции северной креветки по результатам исследований 2014 г. можно характеризовать как стабильное.

В Японском море основные запасы ценных видов креветок – северной и гребенчатой – расположены в Татарском проливе и в Приморье. Результаты исследований 2014 г. свидетельствуют о продолжающемся увеличении промыслового запаса северной креветки. В зал. Петра Великого запас северной креветки полностью восстановился после действовавшего в течение нескольких лет запрета на промысел.

Промысловый запас наиболее ценного вида - гребенчатой креветки в подзоне Приморье в 2013 г. также показал существенное увеличение по сравнению с предыдущими промысловыми сезонами. Освоение ОДУ гребенчатой креветки в Приморье стабильно высокое.

Наиболее важной в промысловом отношении группой среди моллюсков являются головоногие моллюски, рекомендуемые величины изъятия которых в дальневосточных морях РФ превышают 350 тыс. т. Основу ресурсов головоногих моллюсков составляют три вида кальмаров, на которых приходится более 99 % всех запасов головоногих в водах дальневосточных морей. Исследования 2014 г. показывают увеличение запаса кальмара в Южно-Курильской подзоне по сравнению с 2013 г. В Западно-Сахалинской подзоне биомасса тихоокеанского кальмара составила около 40 тыс. т, однако, в связи с низким уровнем освоения ресурсов, рекомендованное изъятие оценивается в размере 0,5 тыс. т. Суммарный уровень вылова тихоокеанского кальмара отечественным флотом в целом по водам России не превышает 300-400 тонн в год, только в режиме прибрежного рыболовства в непосредственной близости от крупных портов. Несколько большие объемы (от 4 до 14 тыс. т) добываются иностранными судами в водах Южного Приморья. Но и в этом случае рекомендуемые объемы тихоокеанского кальмара осваиваются всего на 10%. Состояние запаса тихоокеанского кальмара определяется только естественными колебаниями с циклом в 20-22 года.

У Южных Курильских островов запас кальмара Бартрама оценивается в 82 тыс. т, что близко к среднемноголетнему значению. Однако, рекомендуемые величины возможного вылова в 30-50 тыс. т не отражают реальные потребности флота и уровень освоения запаса кальмара Бартрама. Его вылов в водах России не превышает 100-400 тонн в год при проведении научных исследований и в качестве прилова при промысле сайры.

В большей степени освоен ресурс командорского кальмара, траловый промысел которого ведется у Курильских островов. В последние годы запас кальмара стабилен, осваивается 70-100 % от ОДУ, который суммарно оценивается в объеме 110 тыс. т, из них 85 тыс. т у Северных Курильских островов.

Устойчивый положительный тренд величины биомассы и вылова свидетельствует о том, что в последние годы популяция командорского кальмара в Беринговом, Охотском и Японском морях находится в хорошем состоянии.

Запасы осьминогов в водах России сравнительно невелики и находятся в районе Южных Курильских островов, у Западного Сахалина и в северном Приморье. Суммарное изъятие может составить около 100 т песчаного осьминога и около 250 т осьминога Дофлейна. Запасы осьминогов находятся в стабильном состоянии, однако практически не осваиваются промыслом, несмотря на высокую коммерческую ценность.

Запасы наиболее ценного приморского гребешка во всех районах, где он добывается - у Южных Курильских островов, у Восточного Сахалина и в Приморье, значительно пострадали от плохо контролируемого кустарного любительского лова, и практически повсеместно запас находится на низком уровне. Единственный район, где сохраняется возможность ведения масштабного промысла – Южные Курильские острова.

Запасы японской кукумарии (голотурия) в Японском море, на Курильских островах и у южной части Камчатки используются крайне слабо. Единственный район, где ведется ее промысел – Охотское море у побережья Восточного Сахалина. Освоение запасов кукумарии в Восточно-Сахалинской подзоне в последние годы находится на уровне 60-85 % от ОДУ, в 2014 г. освоение составило 67 %. Промысел кукумарии развивается, в значительной мере, для удовлетворения спроса на продукты из голотурий после прекращения промысла трепанга. Признаков негативного влияния промысла на популяцию кукумарии у Восточного Сахалина нет. В Камчатско-Курильской подзоне в последние годы наблюдается рост заинтересованности рыбопромышленников в кукумарии, как объекте промысла. Запас кукумарии в 2013 г. был оценен в размере 136 тыс. т, в 2014 г. запас незначительно снизился и составил 111 тыс. т. Межгодовая динамика величины запаса свидетельствует о стабильном состоянии популяции кукумарии в Камчатско-Курильской подзоне.

    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на [email protected]