27.06.2020 23:39:12  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Выводы и предложения Предложения

Выводы и предложения

Предложения по направлениям совершенствования мер государственного управления по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду (по состоянию на 01.01.2015)
Для обеспечения достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития предлагаются следующие направления совершенствования мер государственного управления по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

  1. В целях обеспечения совершенствования процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и учета такой оценки при принятии решений (в соответствии с международными договорами Российской Федерации), обеспечить реализацию планов работ по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо) и Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо (Протокол по СЭО) на национальном уровне.
  2. В целях поддержки принятия управленческих решений органов власти и бизнеса в области охраны окружающей среды обеспечить поэтапное создание и развитие системы актуальных структурированных числовых и картографических данных о состоянии и об охране окружающей среды. Эта система числовых и картографических данных должна временно заместить фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), необходимость создания которого установлена законодательно.
  3. Учитывая растущую социально - экономическую востребованность использования автотранспорта, с одной стороны, и значительный вклад выбросов загрязняющих веществ (ок. 50% в целом по Российской Федерации) в атмосферный воздух от автотранспорта, с другой стороны - подготовить план конкретных действий на среднесрочную перспективу по «экологизации» автотранспорта, предусматривающий, в том числе:
    • стимулирование замены автотранспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет на современные;
    • создание условий для радикального увеличения объемов использования газомоторного топлива;
    • стимулирования использования автотранспорта на альтернативных источниках энергии.

  4. Исходя из того факта, что на протяжении многих лет объем образования отходов всех классов опасности почти вдвое выше объема использования и обезвреживания отходов, целесообразна корректировка стратегии управления отходами. С этой целью возможно для целей государственного управления использовать понятия «опасные отходы» (I..IV класс опасности) и «неопасные» (V класс опасности). Существующие экологические программы и целевые индикаторы образования, использования и обезвреживания отходов переработать, установив в них целевые индикаторы исключительно для «опасных» отходов.
  5. Качество атмосферного воздуха в ряде городов страны на протяжении многих лет является неудовлетворительным. При этом на муниципальном уровне управления имеются значительные возможности по регулированию качества воздуха, такие как реагирование при неблагоприятных погодных условиях, территориальное планирование, позволяющее уменьшить концентрации загрязняющих веществ в воздухе и др. Целесообразно соответствующим образом скорректировать схему реализации полномочий и ответственности органов муниципальной власти, касающихся качества атмосферного воздуха в муниципальном образовании и органов власти субъектов Российской Федерации.
  6. Целесообразно внести изменения в состав государственной статистической отчетности, предусмотрев отчетность по производству энергии от возобновляемых источников энергии и обращению с твердыми коммунальными отходами. Имеющаяся отчетность по использованию ВИЭ ограничена данными выработки лишь электроэнергии и по неполному перечню типов ВИЭ. Имеющаяся отчетность по ТКО (форма 1-КХ) предусматривает сбор данных только о вывозе ТКО с территорий городских поселений.
  7. Российская Федерация располагает огромным богатством биологического разнообразия. Однако учет этого богатства и соответствующие оценки систематически делаются только в отношении видов животного и растительного мира, подлежащих добыче и краснокнижных видов. В тоже время численность и местообитания видов являются главным индикатором состояния окружающей среды (наряду со здоровьем человека). Необходима разработка Концепции учета видов животного и растительного мира, их местообитания, оценки динамики изменения характеристик учета, основанная на передовом мировом опыте.
  8. Развивать использование механизма стимулирования создания, реконструкции и модернизации оборудования и производств, предназначенных для снижения негативного воздействия на окружающую среду, путем субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым организациями для осуществления инвестиций в эти проекты.
  9. Продолжить реализацию мер совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды, в том числе:
    • обеспечить принятие закона о ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола по стратегической экологической оценке к данной Конвенции;
    • обеспечить скорейшее принятие подзаконных актов в реализацию федеральных законов № 219-ФЗ и 458-ФЗ;
    • обеспечить принятие федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» в части конкретизации состава административных правонарушений в статье 8.2 КоАП;
    • внести изменения в Государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, в части включения в нее подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба;
    • обеспечить скорейшее принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде»;
    • обеспечить скорейшее принятие федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»;
    • приступить к созданию федеральной информационной системы - государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.


    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на [email protected]