22.08.2017 17:49:46  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Государственное управление Развитие экономического регулирования

Государственное управление

Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Приведены графики, предназначенные для оценки динамики природоохранных расходов во взаимосвязи с динамикой негативного воздействия на окружающую среду.

Природоохранные расходы рассчитаны по данным Росстата как сумма прямых инвестиций в основной капитал, текущих расходов, затрат на капитальный ремонт основных фондов, затрат на научные исследования и разработки. Объем природоохранных расходов дан в ценах 2007 г.

Расчет природоохранных расходов в ценах 2007 г. проведен в соответствии с методологическими рекомендациями Росстата по расчету индекса физического объема природоохранных расходов.
Расходы на охрану воздуха в ценах 2007 г.
Расходы на охрану земель и вод в ценах 2007 г.
Расходы в области обращения с отходами в ценах 2007 г.
Природоохранные расходы (это, прежде всего, расходы субъектов хозяйственной деятельности) в последние пять лет по Российской Федерации в целом меняются незначительно. В отдельных субъектах Федерации при этом объем природоохранных затрат существенно увеличивается: например, в Калужской области (Подробнее - см. по ссылке ). Увеличение темпов снижения негативного воздействия на окружающую среду по всем средам возможно лишь при существенном росте природоохранных затрат. Как следствие, в среднесрочной перспективе (несколько ближайших лет) ожидать существенного снижения негативного воздействия на окружающую среду нельзя. Перспективы увеличения природоохранных расходов хозяйствующими субъектами связаны с реализацией Федерального закона от 21.07 2014 №219-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (подробнее-см. раздел Принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития).

В 2014 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составили 3200,9 млрд руб.
В общем объеме поступлений платежей от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированном бюджете Российской Федерации 99% составляет налог на добычу полезных ископаемых.
В 2014 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступили различные виды платежей.
За пользование лесным фондом и за использование лесов на сумму 23,5 млрд руб.
Водный налог составил 2,2 млрд руб., поступило платы за пользование водными объектами 10,44 млрд руб.
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 2,49 млрд руб.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 27,7 млрд руб. При этом: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 5,67 млрд руб.; плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами 0,38 млрд руб.; плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 4,5 млрд руб.; плата за размещение отходов производства и потребления 14,03 млрд руб.
Сведения о денежных взысканиях (штрафах) за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации представлены на ресурсе см. по ссылке

Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» в 2014 году составили 30 535,5 млн руб., из них на реализацию федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» - 2 752,4 млн руб.
Объем средств федерального бюджета направленный в 2014 году на реализацию федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса на 2012-2020 годы» составил 14 921,1 млн руб.

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий
Замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде


1) Федеральным законом № 219-ФЗ определено, что в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, на период поэтапного их достижения устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы; одновременно с этим утверждается программа повышения экологической эффективности. Неисполнение программы повышения экологической эффективности влечет за собой административную ответственность хозяйствующего субъекта.

Одновременно с этим предусмотрена возможность вычитания из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1471 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344» (в части установления экологических коэффициентов для Крыма, используемых при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду).

3) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Постановление предусматривает индексацию ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности: ежегодное увеличение на 15 % в период с 2015 по 2025 гг. Индексация ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, синхронизирована с индексацией ставок водного налога, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по срокам их проведения и величине индексации в целях соблюдения равных хозяйственных условий для предприятий-водопользователей.

4) Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым за использование водных объектов в целях сплава древесины будет взиматься плата (аналогично водному налогу).

Стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью

Реализация механизма возможна после принятия законопроекта о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой экономической деятельностью.

Формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2736-р «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год» предусмотрена разработка проекта федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Законопроект направлен на:
  • предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;
  • сокращение административных барьеров для субъектов хозяйственной и иной деятельности в части введения упрощенного порядка утверждения нормативов выбросов, сбросов вредных (загрязняющих) веществ и освобождения от плановых проверок регионального государственного экологического надзора на три года;
  • стимулирование субъектов хозяйственной и иной деятельности к информационной открытости в части соответствия их деятельности природоохранным требованиям;
  • создание эффективного сектора экономики в области природоохранных услуг;
  • гармонизация законодательства Российской Федерации с актами ОЭСР в части проведения обязательного экологического аудита.
Законопроект направлен на решение следующих задач:
  • закрепление случаев обязательного экологического аудита для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, определение периодичности проведения обязательного экологического аудита;
  • определение механизмов, стимулирующих хозяйствующие субъекты к проведению экологического аудита, в том числе установление особенностей государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;
  • определение организационной структуры осуществления экологической аудиторской деятельности, определение необходимых требований, обеспечивающих высокий уровень качества проведения экологического аудита и предоставления сопутствующих экологическому аудиту услуг.

Осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Федеральным законом № 219-ФЗ предусмотрено внедрение механизма государственной поддержки хозяйственной деятельности в целях охраны окружающей среды, в том числе при: реализации мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, внедрении наилучших доступных технологий, осуществлении образовательной деятельности, оказании информационной поддержки, содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды. Государственная поддержка возможна в виде предоставления налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В частности, введены коэффициенты к ставкам платы, стимулирующие юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий (от 0 до 100).

Стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды

1) Минэнерго России проведен конкурсный отбор инвестиционных проектов строительства генерирующих энергию объектов, использующих возобновляемые источники энергии на период до 2020 г., предусматривающий экономические преференции победителям конкурса.

2) По данным Минэнерго России в 2014 г. доля производства бензинов высоких экологических классов в общем объеме производства составила - 74% бензина 5 класса и 11% - 4 класса. Доля производства дизельного топлива высоких экологических классов в общем объеме производства составила - 58,4 % 5 класса и 7,9 % - 4 класса.

3) Меры по снятию основных инфраструктурных, технологических и иных барьеров, препятствующих рациональному использованию попутного нефтяного газа и минимизации объемов его сжигания на факелах, обеспечили в условиях постоянного увеличения объемов добычи рост коэффициента его использования до 78,8% в 2013 году. В отдельных компаниях коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа превышает 90%, в т.ч.: ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК».

Поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита

Реализация механизма возможна после принятия проекта федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности».

Повышение экологической и социальной ответственности бизнеса

Планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р) предусмотрены меры, направленные на повышение экологической и социальной ответственной бизнеса. В их числе: применение добровольных механизмов экологической ответственности в организациях с государственным участием, переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, а также включение (добровольное) нефинансовой отчетности организаций, содержащей показатели в области охраны окружающей среды, в ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации и размещение этой информации на сайте Минприроды России.

    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на gosdoklad@ecoinfo.ru