Использование в сфере грузовых перевозок железнодорожного и трубопроводного транспорта, стабильно обеспечивающих более 90% объема российского грузооборота, помимо экономических преимуществ, позволяет сохранять современный уровень качества атмосферного воздуха.
Грузооборот автотранспорта, несмотря на его рост, составляет менее 5% российского грузооборота, однако выбросы от автотранспорта (совместно с выбросами от автотранспорта, перевозящего пассажиров), в 2014 г. составляют больше 40% всего объема выбросов в атмосферный воздух.
Всего грузооборот на единицу ВВП в текущих основных ценах
ГОД |
Всего грузооборот на единицу ВВП
в текущих основных ценах (тыс. т*км/млн руб.) |
2010 год |
118,67 тыс. т*км/млн руб. |
2011 год |
102,99 тыс. т*км/млн руб. |
2012 год |
95,42 тыс. т*км/млн руб. |
2013 год |
89,35 тыс. т*км/млн руб. |
2014 год |
83,13 тыс. т*км/млн руб. |

|
Грузооборот на единицу ВРП* в 2014 году
* ВРП за 2013 г.
|
Грузооборот на различных видах транспорта в Российской Федерации (по данным Росстата, ОАО «РЖД» и Росавиации)
Всего грузооборот |
4751684819 |
4914466585 |
5055520873 |
5083577604 |
5078186633 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Воздушный транспорт |
4715400 |
4950200 |
5079100 |
5011000 |
5151600 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
Автомобильный транспорт |
199340600 |
222822600 |
248862100 |
250053464 |
246924660 |
4,20 |
4,53 |
4,92 |
4,92 |
4,86 |
Магистральные трубопроводы |
2382062619 |
2421948685 |
2453081473 |
2512664577 |
2423124973 |
50,13 |
49,28 |
48,52 |
49,43 |
47,72 |
Железнодорожный транспорт |
2011308000 |
2127835000 |
2222389000 |
2196217000 |
2298564000 |
42,33 |
43,30 |
43,96 |
43,20 |
45,26 |
Водный транспорт |
154258200 |
136910100 |
126109200 |
119631563 |
104421400 |
3,25 |
2,79 |
2,49 |
2,35 |
2,06 |
|
Грузооборот - показатель движущих сил в схеме ДС-Д-С-В-Р.
Для целей проведения эколого-экономических оценок влияния объема грузооборота на качество атмосферного воздуха ниже приведен график, иллюстрирующий изменение объема выбросов загрязняющих веществ от автомобильных источников в сравнении со значениями грузооборота за этот же период.
Темпы увеличения объема выбросов от автотранспорта и динамика изменения автомобильного грузооборота свидетельствует о недостаточности мер по повышению экологической эффективности грузоперевозок автотранспортом.
|
Изменение показателей Движущих сил (грузооборот – тонны-километры) и
Давления (объем выбросов от автотранспорта)
|