Создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами
1) Проект «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга», полностью подготовленный к осуществлению в течении ближайших пяти лет с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития, не был начат. В рамках этого проекта планировалось, в том числе, создание федеральной информационной системы (государственного фонда данных) государственного экологического мониторинга, как это установлено Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С учетом введенных международных санкций в отношении Российской Федерации реализация этого проекта с 2014 г. оказалась невозможной. Исходя из этого факта Минприроды России готовится альтернативная организационно-финансовая схема создания государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
2) Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 июля 2014 г. № 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации».
3) В рамках реализации подпрограммы «Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи» по состоянию на 01.01.2015 г. выполнены работы по осуществлению экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах по 7 проектам в 10 регионах России (Подмосковном, Печорском и Кузнецком угольных бассейнах, Восточном Донбассе, Уральском регионе, Приморском крае и Ленинградской области) на сумму 243,7 млн руб.
Обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды
1) В рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» в 2014 г. завершены работы по созданию 5 Центров сбора, обработки и передачи гидрологической информации, введены в эксплуатацию модернизированные комплексная химическая лаборатория мониторинга загрязнения окружающей среды в г. Великий Новгород и Центр мониторинга загрязнения окружающей среды в г. Хабаровске, новый производственно-лабораторный комплекс в г. Пскове, автоматическая станция наблюдений за загрязнением поверхностных вод р. Протва Калужской области, приобретено два маломерных научных судна, модернизировано 94 единицы гидрологических постов и лабораторий.
2) Продолжено осуществление проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (Проект-2), реализуемого с Международным банком реконструкции и развития.
3) В рамках федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)» установлены три доплеровских метеорологических локатора в районе аэродромов гг. Махачкалы, Калуги, Красный Кут, введены в эксплуатацию 14 технически перевооруженных авиационных метеорологических центров и гражданских станций.
4) В рамках реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» оснащены три региональные радиометрические лаборатории Росгидромета, мобильная лаборатория радиационной разведки для региональной радиометрической лаборатории в г. Новосибирске, проводились работы по созданию региональных информационно-аналитических центров Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (ЕГАСМРО).
5) Развиваются, за счет средств бюджетов субъектов Федерации, территориальные автоматизированные системы наблюдения за состоянием окружающей среды. Так, в Мурманской области создана и эксплуатируется автоматизированная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, состоящая из 15 автоматических постов измерения концентраций загрязняющих воздух веществ, объединенных сетью передачи данных. Центр хранения и интерпретации данных эксплуатируется в круглосуточном режиме. Подобные работы проводятся в Санкт-Петербурге, Москве и др. субъектах Федерации.
6) Для нормативно-методического обеспечения развития сети наблюдения приказами Минприроды России соответственно от 24 февраля 2014 г. № 112 и от 8 октября 2014 г. № 432 утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов и Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
Использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов
1) По данным сети наблюдения (1100 пунктов) за опасными экзогенными геологическими процессами ежегодно готовятся прогнозы их развития по территории Российской Федерации. В 2014 г. выявлено 218 таких случаев, сопровождавшихся негативным воздействием на населённые пункты и хозяйственные объекты.
2) С использованием системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства, на основе комплексной информации (наземной, авиационной, космической) осуществлялось: обнаружение лесных пожаров космическими методами в отдаленных и труднодоступных районах; определение участков активного горения крупных лесных пожаров; детектирование подозрений на лесные пожары; оперативная оценка площади лесных пожаров; визуальная оценка границы снежного покрова (для определения начала пожароопасного сезона); визуальная оценка задымления (по космическим снимкам); оценка площади гари (участков пройденных огнем) после ликвидации лесных пожаров.
В 2014 г. в целях оценки санитарного состояния лесов проводились работы по государственному лесопатологическому мониторингу.
В рамках указанных работ осуществлялось: выявление участков гибели и повреждения насаждений; уточнение фактических границ участков гибели и повреждения насаждений. Это явилось основой для планирования лесопатологических обследований, мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Дистанционный мониторинг использования лесов космическими средствами в целях выявления незаконных рубок лесных насаждений в 2014 г. проводился в 26 субъектах Российской Федерации (в 2013 г. в 12) на площади 72,2 млн га (в 2013 г. в 30 млн га). Количество обследованных лесосек в 2014 г. 52898 шт. (в 2013 г. 18628 шт.).
Кроме того, в целях усиления борьбы с незаконными рубками уникальных лесных массивов, являющихся ключевыми местами обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда, Рослесхозом впервые в 2014 г. на территории Приморского края (Рощинское и Дальнереченское лесничества) на площади 2,6 млн га проводился непрерывный дистанционный мониторинг использования лесов. Ежемесячное использование при непрерывном мониторинге с февраля по октябрь материалов космических съемок с разрешением не хуже 2,5 м позволило оперативно выявить около 40 случаев незаконной рубки лесных насаждений.
3) Полномасштабное использование результатов экологического мониторинга при принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора возможно при создании фонда данных экологического мониторинга (на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации) предусматривающего, в том числе, интеграцию результатов экологического мониторинга и данных негативного воздействия хозяйствующими субъектами на окружающую среду. Создание такого фонда предусматривалось проектом «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга».
|