Принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития
1) Принят Федеральный закон от 21.07 2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- 219-ФЗ), направленный на совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий. Законом предусмотрено:
- разделение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории); объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории); объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории); объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории);
- применение к различным категориям объектов дифференцированных мер государственного регулирования;
- введение технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий для объектов I категории;
- замена действующей системы разрешений (отдельно по выбросам, сбросам, образованию и размещению отходов) комплексным экологическим разрешением, либо декларацией о негативном воздействии на окружающую среду с представлением отчетности;
- систематизация экологической информации о предприятии в рамках ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы объектами I категории и совершенствования процедуры ее организации и проведения;
- законодательное регулирование вопросов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- внедрение механизмов экономического стимулирования снижения загрязнения окружающей среды и внедрения наилучших доступных технологий;
- закрепление поэтапного перехода к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды на период до 2021 года и далее.
В обеспечение реализации этого закона запланировано принятие 18 актов Правительства Российской Федерации и 15 ведомственных нормативных правовых актов до 2019 г. Из них в 2014 году приняты:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 2674-р об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий (к областям применения отнесены 28 отраслей экономики, а также технологии и оборудование, применение которых носит межотраслевой характер);
- постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
2) Принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее 458-ФЗ). Закон направлен на установление правовых основ создания эффективной системы управления в области обращения с отходами, внедрение новых инструментов экономического стимулирования, формирование финансовых потоков для строительства и развития инфраструктуры в области обращения с отходами, формирование замкнутых циклов обращения с отходами и поэтапное сокращение их захоронения.
3) Принят Федеральный закон от 21июля 2014 № 261 – ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривающий:
- неотнесение подтоварных вод к отходам производства и потребления и возможности их размещения в продуктивных пластах;
- право на размещение отходов металлургического производства при ликвидации горных выработок. Таким образом, при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
4) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Разработанное с целью реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 331-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» В соответствии с постановлением, государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется в рамках единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (далее - ЕГАСМРО). Постановлением установлены порядок организации и ведения ЕГАСМРО и ее функциональных подсистем, полномочия соответствующих органов и организаций, порядок и периодичность представления информации, полученной при государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в ЕГАСМРО и ее функциональные подсистемы. Координация проведения государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации возложена на Росгидромет.
5) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 720 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.», в соответствии с которым Минприроды России осуществляет координацию выполнения федеральными органами исполнительной власти плана выполнения Российской Федерацией обязательств.
6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 116 утверждены изменения в порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 117 утверждены Правила ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ генерирующих объектов.
7) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 2014 № 1217-р утверждена «дорожная карта» «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 года».
8) Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий».
9) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 2178-р утвержден поэтапный график создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий.
10) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. № 2327-р установлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2015 год. Приказом Минприроды России от 9 июля 2014 г. № 319 «Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 16 октября 2014 г., регистрационный № 34341) установлен порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации.
11) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
12) Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г № 2462-р об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.
13) Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 212-р об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года.
14) Принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».
15) Распоряжением Минприроды России от 18 августа 2014 г. № 23-р утверждена стратегия сохранения снежного барса в Российской Федерации.
16) Приказом Минприроды России от 26 мая 2014 г. № 235 «Об утверждении правил обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правил обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности» (зарегистрирован в Минюсте России 28 июля 2014 г. № 33299) утверждены правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности.
17) Приказом Минприроды России от 16 сентября 2014 г. № 406 «Об установлении тарифов на захоронение радиоактивных отходов класса 5 на 2015 год» (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2014 г., регистрационный № 34283) установлены тарифы на захоронение радиоактивных отходов 5 класса на 2015 год.
18) Во исполнение поручений Президента Российской Федерации:
- от 06.06.2010 № Пр-1640 (пункт 1а) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27.05.2010, от 04.12.2013 № Пр-2844 (пункт 1.2 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20.11.2013) и от 25.12.2013 № Пр-3044 принят Федеральный закон № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- от 26.04.2013 № Пр-929 принят Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
- от 20.06.2011 № Пр-1742ГС (подпункт «в» пункта 2) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 09.06.2011 разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) экологического вреда, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью»;
- от 31.01.2014 № Пр-210 разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект внесен в Правительство Российской Федерации);
- от 05.06.2014 № Пр-1530 (пункт 3а) по итогам совещания по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Комплекса мер, направленных на сохранение биологического разнообразия, в том числе на предотвращение гибели объектов животного мира в случае разливов нефти и нефтепродуктов в Арктической зоне Российской Федерации» (проект распоряжения Правительства Российской Федерации направлен в Правительство Российской Федерации);
- от 05.06.2014 № Пр-1530 (пункт 3б) по итогам совещания по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики подготовлен проект распоряжения Минприроды России "Об утверждении перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации" (распоряжение Минприроды России от 22.09.2015 № 25-р);
- от 07.05.2013 № Пр-1037 (пункты 1б и 1в) по Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Постановлением Правительства от 15.04.2014 № 318 произведена корректировка Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы; Федеральным законом от 02.04.2014 №69-ФЗ внесены изменения в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- от 07.05.2013 № Пр-1037 (пункты 1г и 2в) по Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов принято постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 №536 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной безопасности и лесных пожарах», утверждена методика проверки достоверности сведений о площадях лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли (приказ Минприроды России от 13.10.2014 №437), издан приказ Минприроды России от 21.01.2014 № 21 «Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами», направленный на увеличение численности уполномоченных организаций, осуществляющих государственный лесной надзор;
- от 01.09.2013 № Пр-2039 (пункт 1в) по Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов приняты приказы Минприроды России от 08.07.2014 №313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров» и от 02.07.2014 № 298 «Об утверждении порядка заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений»;
- от 11.10.2013 № Пр-2392 о лесозащитных работах Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», направленный на сокращение сроков проведения лесозащитных мероприятий.
Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования
Реализация механизма предусмотрена Федеральным законом № 219-ФЗ. Закон направлен на предотвращение и снижение негативного воздействия намечаемой и текущей деятельности на окружающую среду путем установления нормативов и планов снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим по уровню антропогенного воздействия технологиям. С целью формирования единых подходов при нормировании негативного воздействия на окружающую среду начата разработка информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ, далее - справочники НДТ). Создан технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113).
Утверждены основополагающие предварительные национальные стандарты серии НДТ:
- ПНСТ 21-2014 «Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника» (приказ Росстандарта от 30 декабря 2014 г. № 7-пнст);
- ПНСТ 22-2014 «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения» (приказ Росстандарта от 30 декабря 2014 г. № 8-пнст);
- ПНСТ 23-2014 «Наилучшие доступные технологии. Формат описания технологий» (приказ Росстандарта от 30 декабря 2014 г. № 9-пнст).
- Срок действия вышеуказанных ПНСТ установлен с 1 января 2015 года по 1 января 2018 года.
- До конца 2017 г. надлежит ввести в действие 46 справочников НДТ.
Создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду
Подготовлен законопроект о ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (далее - Конвенция Эспо) и Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Принято решение о предварительном внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, учитывающих положения указанной Конвенции.
Распоряжением Минприроды России от 28 апреля 2014 г. № 10-р утверждены План работ по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) на национальном уровне и План работ по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Протокол по СЭО) на национальном уровне.
Усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным Законом №219-ФЗ внесены изменения, предусматривающие административную ответственность за:
- непредставление данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;
- осуществление хозяйственной деятельности без комплексного экологического разрешения.
Проект федерального закона № 690757-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 2703-р внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конкретизировать состав административных правонарушений в части:
- несоблюдения или отсутствия установленных нормативов образования отходов I-V классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдения экологических требований и правил при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления I-IV классов опасности;
- неисполнения обязанностей по контролю за состоянием и воздействием на окружающую среду и проведения работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, по подтверждению отнесения отходов к I-V классу опасности, по организации и осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами.
Кроме того, в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с опасными веществами, а также за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.