Значимость распределения пассажирских перевозок по видам транспорта с точки зрения воздействия пассажирского транспорта на окружающую среду обусловлена неодинаковой «экологичностью» (потреблением ресурсов, выбросами, шумом, последствиями аварий и т.п.) различных видов транспорта.
Пассажирооборот - показатель движущих сил в схеме ДС-Д-С-В-Р.
Более 60% пассажирооборота в Российской Федерации осуществляется воздушным и железнодорожным транспортом, что позитивно сказывается на качестве атмосферного воздуха.
|
Пассажирооборот на различных видах транспорта в Российской Федерации (по данным Росстата, ОАО «РЖД» и Росавиации)
ВСЕГО, без учета пассажирооборота личных автомобилей, такси | 483735098 | 502455010 | 532227971 | 546972263 | 554766863 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Воздушный транспорт | 147118500 | 166760000 | 195775400 | 225157400 | 241429300 | 30,41 | 33,19 | 36,78 | 41,16 | 43,52 |
Автобусы общего пользования | 140611172 | 138587835 | 133275023 | 126042169 | 127090262 | 29,07 | 27,58 | 25,04 | 23,04 | 22,91 |
Метро | 42419932 | 43231422 | 45062717 | 45614158 | 45385196 | 8,77 | 8,60 | 8,47 | 8,34 | 8,18 |
Железнодорожный транспорт | 138884900 | 139841900 | 144612400 | 138517100 | 128820000 | 28,71 | 27,83 | 27,17 | 25,32 | 23,22 |
Внутренний водный транспорт | 770946 | 683935 | 576148 | 595755 | 522650 | 0,16 | 0,14 | 0,11 | 0,11 | 0,09 |
Морской транспорт | 57198 | 51509 | 43876 | 43057 | 65926 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Трамваи | 6722729 | 6411498 | 6256944 | 5304293 | 5022083 | 1,39 | 1,28 | 1,18 | 0,97 | 0,91 |
Троллейбусы | 7149721 | 6886911 | 6625463 | 5698331 | 6431446 | 1,48 | 1,37 | 1,24 | 1,04 | 1,16 |
|
Для целей проведения эколого-экономических оценок влияния объема пассажирооборота на качество атмосферного воздуха ниже приведен график, иллюстрирующий изменение объема выбросов загрязняющих веществ от автомобильных источников в сравнении со значениями пассажирооборота за этот же период.
Легковой автотранспорт составляет более 80% автомобильного парка страны, а пассажирооборот личных автомобилей и такси не учитывается государственным статистическим наблюдением. Поэтому для качественных оценок влияния общего пассажирооборота (в т.ч. личных автомобилей и такси) на объем выбросов от автотранспорта использована следующая оценка пассажирооборота личного легкового автотранспорта и такси: 50 тыс. пасс*км/год на 1 автомобиль.
При этом, для дальнейших сопоставлений: легковой автомобиль при пробеге 15 тыс. км «вдыхает» 4,35 т кислорода и «выдыхает» 3,25 т углекислого газа, 0,8 т оксида углерода, 0,2 т углеводородов, 0,04 т оксидов азота.
Темпы увеличения объема выбросов от автотранспорта и темпы роста пассажирооборота, начиная с 2012 года, практически одинаковы. Это свидетельствует о недостаточности мер по повышению экологической эффективности используемого в стране автотранспорта для перевозки пассажиров.
|
Изменение показателей Движущих сил (пассажиро-километры) и Давления (объем выбросов от автотранспорта)
|